«Лучшая награда для нас – благодарные глаза спасенного!»

Эта профессия является одной из самых опасных и сложных и, несмотря, на технический прогресс, развитие информационных технологий, появление различных транспортных средств и компьютерных систем выполнять обязанности спасателей, кроме специально обученных и подготовленных людей, не может никто. Спасатель — это, скорее, призвание, одна из тех профессий, где случайных людей быть не может.

О профессии водного спасателя рассказывает начальник поисково-спасательной станции Строгино, расположенной в Северо-Западном административном округе Москвы Владимир Ерошин.

1. Владимир, расскажите, как Вы пришли в эту профессию?

          Я занимал хорошую должность в прогрессивной компании с высокой заработной платой и перспективами карьерного роста. Организовывал международные выставки. Многочисленные звонки, встречи, переговоры, конференции, мастер-классы, конкурсы, шоу, бизнес-планы, тайминги, дедлайны, проекты, стенды, тренинги, различного рода мероприятия, связанные с инновационными технологиями, привлекающими сотни посетителей из разных стран. В общем, довольно разнообразная деятельность.

          Однажды понял, что не чувствую отдачи, не вижу пользы от проделанной работы. Сам процесс выглядел довольно креативно, а результата как такового не замечал. Понял, что молодой активный парень, напрасно прозябает в офисе, с телефоном в руке перед экраном монитора. Поэтому видеть, ощущать результат от проделанной работы для меня, наверно, главное. И это я в полной мере получил, работая спасателем.

2. Что входит в спектр обязанностей начальника станции?

          Начиная работать рядовым спасателем и повышая свой «скил», т.е. навыки, мастерство постепенно дослужился до руководящей должности. В мои обязанности входит широкий спектр задач. Но, являясь действующим спасателем 1-ого класса и водолазом 6-ого разряда, первоочерёдной и главной задачей для меня, по-прежнему является помощь и спасение людей, а также животных и материальных ценностей, хоть это и не основная задача для начальника, но по-другому я не могу. Что касается моих непосредственных обязанностей, то это организация деятельности поисково-спасательной станции (ПСС), круглосуточное, семь дней в неделю, 365 дней в году поддержание оперативно-технической готовности. Для этого у нас на вооружении есть оснащение в виде спасательных средств, водолазного оборудования и различного рода специально-тактических устройств для оказания помощи терпящему бедствие.

Проведение занятий, как с личным составом станции, так и с личным составом МГПСС, организация и проведение пресс-туров, занятия с подрастающим поколением, будь то школьники нашего округа или ребята, имеющие профильное образование: кадеты или курсанты училищ, либо выпускники академии МЧС. Это и участие в различных командно-штабных учениях, инструкторско-методических занятиях, и т д.

Обеспечение безопасности во время проведения различных культурно-массовых или спортивных мероприятий в зоне ответственности ПСС Строгино, а также за её пределами: это и массовые заплывы спортсменов, парусные регаты, чемпионаты по гребле на байдарках, каноэ, сап-сёрфах, соревнования по зимней рыбалке с массовым выходом людей на лед, катание на коньках, винд-сёрфах, кайт-бордах, джет-серфах и флайбордах; или же во время проведения «неспецифических» мероприятий, например финал фестиваля фейерверков «Круг Света» с общей посещаемостью более 130 тысяч человек.

Большое внимание уделяется работе  в области профилактики несчастных случаев, работе с населением о безопасном времяпрепровождении вблизи водоёмов. Работа ответственная, разноплановая и, без сомнения, очень интересная.

3. Вы помните про свое первое погружение?

          Конечно, помню, что в бассейне, в старом отечественном гидрокомбинезоне, т.н. УГК, что на открытой воде с импортным оборудованием в гидрокостюме иностранного производства.

          В бассейне это было, мягко говоря, некомфортно, потому что костюм очень сильно стеснял все движения, пережимал горло и не давал возможности вдохнуть так же легко как на поверхности. Но под наблюдением профессиональных водолазов с огромным опытом сумел легко справиться с ощущаемым дискомфортом и выполнить поставленную задачу. Что же касается погружений на «открытой воде», тут совсем другие ощущения. Видимость совершенно иная, нежели в бассейне, я бы даже сказал практически полумрак, глубина в разы больше, температура воды ниже, плюс обитатели подводного мира: рыба различных размеров, водоросли, палки, ну и конечно куда без захламлённости грунта. Но поскольку опыт погружений уже имелся, хоть и совсем небольшой, главное, что мне надо было сделать — это выполнить поставленную инструктором задачу, поэтому никакой паники от «открытой воды» не возникло, скорее, преследовал страх провала, что не смогу найти свой буёк с номером и поднять с собой на поверхность. Вооружившись всеми накопленными в школе знаниями, собрал волю в кулак, наметил направление, контролировал правильное дыхание, и, выбирая сигнальный конец, дошёл до заданной точки и обнаружил необходимый буёк с номером. Срезал его, взял в руки, убрал нож и дёрнул сигнальный конец три раза, оповещая тем самым обеспечивающего водолаза, что работающий выходит на поверхность.

          Уже спустя, наверно, полсотни водолазных часов пришло осознание, что имели в виду инструктора в школе, говоря, что водолаз должен страдать. На поверхности, одетый в костюм и включенный в аппарат водолаз несёт на себе вес снаряжения от 25 до 40 килограмм, если речь идёт об автономном варианте. Если же это шланговый, когда воздух на дыхание водолазу подаётся с поверхности, то тут вес оборудования может достигать 86, а то и 90 килограмм — советское снаряжение «трёхболтовка», в котором тоже неоднократно погружался.

4. Повлияла ли эта работа на Ваш характер? 

          Хотелось бы сказать нет, но отпечаток оставила точно. Научила подходить к любому делу более осознанно, мыслить вдумчиво, быстро принимать решения в экстренной ситуации, ну и, конечно же, ценить свою жизнь. Зачастую мы не задумываемся о том, сколько опасностей таит в себе то или иное действие, просто их не замечаем. Проработав спасателем уже без малого 9 лет, начинаешь понимать, чем может закончиться необдуманный поступок.

5. Считается, что спасатель должен обладать крепким здоровьем, хорошей физической формой, выносливостью, быть готовым к серьезным физическим и психологическим нагрузкам. Какие, на Ваш взгляд, должны быть главные качества у спасателя, и что является самым сложным в этой работе?

Отзывчивость и гуманность, думаю. Героизм или выдающиеся физические данные – это важные, но не главные качества, а вот желание оказать помощь, поддержать человека – это то, без чего не может спасатель, ведь спасатель — это не просто работа, а скорее образ жизни.

          А самое сложное, как и в любом деле, это сделать первый шаг. В профессии спасателя – это, думаю, первый спасённый. Человек боится неизвестности, а если это уже повторяется не раз, то ты чётко знаешь свои действия, с чего начать, за что хвататься и куда двигаться дальше. Как говорится, всё достигается тренировками. Спасатель должен поддерживать хорошую физическую форму, психологический настрой и постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки.

          6. Были ли какие-то заметные успехи у Вас лично или у спасателей станции в этом году?

          Этот год был непрост как для нашей станции, так и для страны в целом. Одним из основных успехов нашей станции – это отсутствие несчастных случаев с гибелью людей в зоне ответственности. Это и неоднократное оказание помощи, и спасение пострадавших как мной лично, так и спасателями ПСС. Это и множество проведённых профилактических мероприятий, как со взрослым населением, так и с детьми для правильной профориентации подрастающего поколения и популяризации профессия спасателя.

Также главными успехами для себя лично считаю многочисленные награды, медали, грамоты, кубки, заработанные в сражениях на площадке во время волейбольных турниров, каких было немало за этот год. Ведь спорт – это мой драйв.

7. Считаете ли Вы работу спасателя героической?

На мой взгляд, спасатель не должен много говорить о своих неудачах или геройстве, чтобы не подвергать себя профессиональному выгоранию. Скажу, возможно, слишком скромно, но мы выполняем свою работу и лучшая похвала для нас — это горящие, полные счастья глаза спасенного и радостные улыбки во все 32 зуба!

Share: