Перед стартом: как готовят к вылету санитарную и пожарную авиацию Москвы

Каждый день в столице на дежурство заступают два пожарных и три санитарных вертолета. Специалисты Московского авиацентра рассказали, как воздушные суда готовят к полету.

Им надо быть всегда готовым вылететь для спасения людей за считаные минуты. Ежедневно в Московском авиационном центре несут дежурство пять вертолетов — два пожарных Ка-32А и три санитарных ВК117С-2.

«Московский авиационный центр — уникальная организация экстренного реагирования. 90 процентов летного состава учреждения — офицеры запаса. Экипажи воздушных судов проводят разведку пожароопасной обстановки, эвакуируют пострадавших в крупных ДТП и экстренно госпитализируют больных, тушат пожары, ищут заблудившихся в лесах. Ежегодно пилоты Московского авиацентра совершают более 350 вылетов. С начала этого года пожарные вертолеты приняли участие в тушении 14 крупных пожаров», — рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков

За исправностью вертолетов следит целая команда инженеров, готовых устранить любую поломку.

Инженеры отвечают за жизни

Сегодня парк столичного авиацентра насчитывает 11 вертолетов. Пять из них — ВК117 С-2 — используют для перевозки пострадавших в больницы. Вертолет Bell-429 — это разведчик, он предназначен для мониторинга и оценки ситуации. Еще пять машин тушат пожары — один тяжелый Ми-26Т и четыре средних Ка-32А.

Ежедневное дежурство несут пять машин, и они всегда должны быть готовы к работе. За их исправностью следят 75 специалистов инженерно-авиационного обеспечения. Именно они выдают пилотам разрешение на вылет.

Дежурные вертолеты ежедневно проходят предполетную и послеполетную подготовку. Техники и инженеры осматривают все системы, проверяют радиоэлектронику и бортовое питание, а также связь с наземными службами и навигацию. Начальник авиационно-технической базы Егор Жигарев подчеркивает, что на весь осмотр у специалистов не больше 40 минут.

«Мы проверяем индикацию приборов, чтобы она была точной и не допускались ошибки при включении вертолета. Осматриваем системы управления, предохранители, антенные узлы, разъемы, штекеры, позиционные огни, посадочные фары и другое оборудование», — объясняет он.

Всегда быть начеку — вот секрет бесперебойной работы экстренной авиации. Это особенно важно во время крупных происшествий, когда для спасения жизни счет идет на минуты.

Поэтому вертолеты в авиацентре всегда полностью заправлены и готовы к срочному вылету не только в любую точку Москвы, но и в соседние регионы. Топлива должно хватить на путь туда и обратно. Кстати, заправляет автоколонну целая команда из 40 человек. Заправочных станций для воздушных судов не существует — к ним подъезжает большой бензовоз, топливо подается через специальный шланг.

Зимой добавляется еще одна операция — прогрев двигателя вертолетов Ка-32А и Ми-26, которые ждут вылета на открытых площадках. Чтобы вертолет мог взлететь даже в мороз, к нему подгоняют универсальный моторный подогреватель — машину с двумя толстыми рукавами, по которым идет воздух, нагретый до 60–80 градусов.

Кроме ежедневной подготовки к полетам, инженеры выполняют оперативное и периодическое обслуживание вертолетов.

«В ходе оперативного обслуживания специалисты контролируют уровень масла, ищут дефекты у винтов, проверяют целостность фюзеляжа и остекления. Если в регламенте написано, что через 100 часов или через три месяца мы должны выполнить определенные работы, то дежурство вертолета останавливают, выполняют их, и воздушное судно возвращается в состав дежурных сил. К таким работам относится диагностика агрегатов, замена двигателя или редуктора вертолета, отвечающего за слаженную работу двигателя и винтов», — отметил главный инженер авиацентра Евгений Саввин.

Даже при самой незначительной, на первый взгляд, поломке инженеры внимательно исследуют каждый участок вертолета в поисках неисправности. К примеру, схема вертолета Ми-26 занимает целую комнату. Чтобы найти поломку, нужно буквально проползти ее на коленках и проверить каждый участок. Поиск неисправности может занять часы, дни, а устранение — пять минут.

Как проходит вылет

Прежде чем сесть за штурвал, пилоты проходят обязательный медосмотр. Врачи измеряют у них температуру, давление, пульс и выносят заключение о допуске к полетам. В столичном авиацентре работают четыре сотрудника медслужбы.

После осмотра пилоты прибывают на аэродром, где проводится брифинг — анализ метеоусловий и ограничений в воздушном пространстве.

«После анализа метеоусловий мы обязательно связываемся с оперативными дежурными. Пилоты сообщают им свой план действий: готовы ли вылетать, или нужно, например, ждать улучшения погодных условий», — объясняет заместитель командира летного отряда Московского авиацентра Алексей Диденко.

Затем экипаж принимает вертолет у инженерно-технической службы. С этого момента полную ответственность за воздушное судно несет его командир. Он проводит внешний предполетный осмотр, включает бортовую панель, проверяет исправность систем и оборудования, проблесковые маячки и фары. А на санитарном вертолете пилот вручную прокручивает винты, оценивая их работоспособность.

Все это занимает не более 20 минут, после чего экипаж садится в кабину и запрашивает разрешение на вылет у диспетчерской службы. По внутренней связи пилоты сообщают, что готовы, проговаривают маршрут и, получив разрешение, взлетают.

Кто контролирует полеты

Пункт управления полетами — это мозг столичного авиацентра. Здесь работают 26 человек: они отслеживают не только взлет воздушного судна, но и сам полет и посадку.

Начальник службы обеспечения оперативной и производственной деятельности Московского авиацентра Олег Гундарев отмечает, что пункт оборудован современными компьютерами, системами оповещения и видеонаблюдения за посадочными площадками.

«Экипажи авиацентра летают в зоне с серьезными ограничениями. Каждый полет, вплоть до секунды, необходимо строго согласовывать с органами управления и контроля полетов. Используя видеоаппаратуру, оперативные дежурные могут визуально отследить вертолет, а наличие рации позволяет слышать радиообмен в течение полета. Мы обязательно связываемся с пилотами перед каждым взлетом и посадкой. Например, экипаж прилетает на место ДТП, врачи только заносят в вертолет пострадавшего, а пилоты в это время уже оповещают нас, куда они будут эвакуировать человека. Так мы обладаем полной информацией о полете и всех возможных изменениях по ходу движения», — рассказывает специалист.

Кроме того, на вертолетных площадках при больницах есть диспетчеры. Они обеспечивают взлет и посадку санитарных вертолетов, сообщают экипажу о метеоусловиях на площадке, ее состоянии, работе радиосветотехнического оборудования.

Share: