Самые наблюдательные, рассматривая пожарный вертолёт, обращали внимание, что боковые стёкла в кабине пилотов выпуклые. У этих окон есть специальное название «блистер».
Само слово было заимствовано из английского языка, где «blister» переводится как «волдырь, пузырь» и означает «обтекаемый иллюминатор». Чаще всего блистер представляет собой выпуклую прозрачную часть фюзеляжа воздушного судна, выполненную из прочного стекла или пластика.
За счёт своей формы блистер улучшает аэродинамические свойства вертолёта, помогая сократить сопротивление воздуха и повысить общую эффективность работы воздушного судна. Удивительно, что даже такие мелочи могут существенно влиять на управление и динамику летательного аппарата!
И всё же основная задача блистера — хорошая видимость во время выполнения авиационных работ. Он даёт пилоту дополнительный угол обзора. Например, для забора воды в водосливное устройство и её точного сброса на очаг возгорания.
Так, по словам Сергея Козули, командира пожарного вертолёта Московского авиационного центра Ка-32, работа «в блистер» — очень специфическая. Далеко не каждый пилот обладает подобными навыками. В авиации это считается высшим пилотажем, «ювелирной работой».
Опыт работы «в блистер» очень выручает вертолётчиков в ликвидации пожаров, при транспортировке различных крупногабаритных грузов к месту происшествия, в разборе завалов с помощью подвесного гидравлического захвата (ГРАПЛ), а ещё в высотных строительно-монтажных работах.
Стоит сказать, что в Московском авиацентре экипажи регулярно проводят тренировки, где оттачивают своё мастерство и навыки работы «в блистер» до автоматизма и всегда готовы выполнять самые сложные авиационные спасательные операции как в черте города, так и за его пределами.