Помощь всегда рядом: как реализуется принцип наставничества в подразделениях Системы 112 Москвы

Фото: Пресс-служба Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы

Практика наставничества в столичной Системе 112 применяется не только в отделе приема и обработки экстренных вызовов по единому номеру, но и в других структурных подразделениях учреждения. Рассказываем о некоторых из них.

Поддерживают новичков и помогают им влиться в коллектив начальник отдела мониторинга региональной системы оповещения и противопожарных систем Дежурно-диспетчерского центра Специальной службы связи, водители транспортного отдела и наставники Отдела обслуживания и ремонта Службы противопожарной защиты и объектовых систем оповещения.

Индивидуальный подход

Татьяна Петлякова — начальник отдела мониторинга региональной системы оповещения и противопожарных систем Дежурно-диспетчерского центра Специальной службы связи Системы 112. Она работает в структуре с марта 2020 года, а начальником отдела стала в мае 2021-го. Коллектив, который сегодня участвует в обеспечении безопасности москвичей, сложился при ее непосредственном участии.

Свои первые шаги в структурном подразделении Татьяна сделала на должности специалиста 1 класса. Вопросы противопожарной защиты и функционирования объектовых систем оповещения она изучала с нуля, по большей части самостоятельно. Поэтому неудивительно, что девушка стала не только грамотным специалистом, но и талантливым наставником с собственным подходом к этому вопросу.

«Надо обладать терпением и умением четко излагать свои мысли, — делится Татьяна. — В начале устанавливаешь контакт с новичком, контролируешь, чтобы он изучил всю необходимую документацию, и только потом — практика».

Каждого сотрудника отдела Татьяна Петлякова обучала лично и к каждому находила индивидуальный подход. Кому-то проще изучить материал самостоятельно, а кто-то легче воспринимает его во время беседы, и это важно учитывать.

«Раньше было так: сначала объясняю, что человеку нужно сделать, как подойти к работе и к какому результату необходимо прийти, — рассказывает специалист. — Но такой метод не всегда вел к успеху. Зачастую человек привыкал, что ему все объясняют, и переставал быть самостоятельным. Сейчас я практикую другой подход. Говорю: мне нужен вот такой результат, подумай, как ты будешь это выполнять, жду твоих предложений, а дальше обсудим».

Одной из основ наставничества Татьяна считает баланс между поддержкой человека и воспитанием у него самостоятельности.

«Быть рядом и прийти на помощь, когда это нужно — так можно описать главную миссию наставника, — делится начальник подразделения. — Коллектив и руководитель всегда помогут  — это знает каждый сотрудник нашего отдела. При этом важно: будучи рядом, не быть «надзирателем», поддерживать, но не ставить жесткие рамки. Тогда в людях раскрываются такие качества, о которых они раньше не подозревали».

Большой опыт и внутреннее тепло

Принцип наставничества реализуется и в транспортном отделе филиала Системы 112 Службы противопожарной защиты и объектовых систем оповещения. Каждый новый водитель обязательно выполняет два задания, которые подготавливает для него наставник — коллега с большим профессиональным стажем и опытом.

В подразделении таких мастеров своего дела двое — это Владимир Филиппов и Евгений Байдин. Евгений за рулем почти 40 лет и является примером для всех работников отдела.

Отец Евгения Байдина был военным автоинспектором, поэтому сын с малого возраста интересовался автомобилями. Как шутя говорит сам водитель, учиться ездить он начал лежа. Маленький Женя не доставал до педалей, приходилось ложиться на сидение, чтобы хоть как-то на них нажимать.

У Евгения есть водительские права всех категорий — ему «подвластны» все виды транспорта. Первыми он получил категории B и C, еще в школе. В армии прибавились еще две и свидетельство механика. Специалист продолжал учиться, потому что чувствовал: вождение — дело всей его жизни. Говоря о «железных конях» и своей работе, Евгений ощущает внутреннее тепло, поэтому и наставник из него получился отличный.

«Новый водитель стажируется в отделе 5-8 дней после трудоустройства и проходит два вида испытаний: без выезда и с выездом. Первое: сотрудник изучает документацию, инструкции. Мы с ним беседуем, чтобы убедиться, что он понял свои обязанности. Дальше — выезд. Я, как наставник-испытатель, сажусь на пассажирское сиденье и наблюдаю, как водитель ведет себя на дороге. Спокоен ли, как чувствует автомобиль, как реагирует на разные ситуации: кто-то «подрезал», кто-то резко затормозил, кто-то нахамил. Потом даю оценку по специальному листу. На «отлично» надо набрать 8-10 баллов, на «хорошо» — 7 из 10», — объясняет герой.

Управление автомобилем — всегда высокая ответственность. Это должен осознавать каждый водитель, как за рулем личного, так и служебного транспорта. 

«Внутреннее спокойствие водителя зависит и от коллектива. У нас он особенный. Мы, как говорил кот Леопольд, живем дружно. Более опытные коллеги всегда готовы помочь новичкам  — на то они и «старшие» водители», — подводит итог Евгений.

Наглядность и правильные цели

В Отделе обслуживания и ремонта Службы противопожарной защиты и объектовых систем оповещения также есть наставники, которые проводят подготовку новых специалистов непосредственно на рабочем месте: знакомят со спецификой деятельности, объясняют особенности систем охранно-пожарных сигнализаций, организацию трудового дня и многое другое.

Один из них — начальник 6-го производственного участка Владимир Циферов. Четыре года назад он пришел на эту должность в Спецпредприятие Москвы, а после реорганизации продолжил работу уже в Системе 112 Москвы.

«Когда я пришел, на участке было девять человек. Сейчас наш коллектив — это 28 электромонтеров и механиков, — отвечает Владимир на вопрос, скольких специалистов он подготовил. — Практически все, с кем начинал трудиться, остались в штате, но добавился еще 21 сотрудник. Каждого принимал на работу я, и я их обучал».

Прежде всего начальник участка лично проводит собеседование, чтобы понять, если ли у претендента необходимые начальные навыки. Потом новичок приступает к стажировке. Владимир Алексеевич контролирует его работу в бригаде, помогает в изучении документации, знакомстве с процессами и коллективом, решении организационных вопросов. Очень важно, считает он, общаться не только с сотрудником-стажером, но и с теми, с кем он трудится бок о бок. Коллеги могут рассказать то, чем человек стесняется поделиться с начальником. Это помогает создавать для специалиста более комфортные условия труда.

Одной из важных составляющих погружения человека в профессию Владимир Циферов считает наглядность: «У нас есть стенды, на которых электромонтеры и механики отрабатывают все свои рабочие действия. Стенд — это образец нашего объекта, там полный набор используемого оборудования. Задается ситуация, и специалист демонстрирует свои навыки и последовательность выполнения действий. Если человек допускает ошибку, мы сразу же поправляем его, показываем, как нужно».

Говорят, что рост возможен только вне зоны комфорта, когда внешние обстоятельства заставляют человека меняться. Однако, Владимир Циферов считает, что расти можно и в комфорте.

«Главное — какую цель ставит себе сотрудник. Если он хочет расширить свои профессиональные навыки, он сделает это в любых условиях. И  важнейшую роль здесь играет наставник, ведь он может помочь не только обрести знания, но и поставить правильную цель», — говорит он.

Наставничество в том или ином виде существует в любом учреждении и организации: старший и более опытный коллега помогает новому сотруднику адаптироваться в коллективе и влиться в процесс работы. Именно это делают мастера Системы 112. А еще они «заражают» любовью к профессии, учат самостоятельности и помогают ставить верные цели. Напоминаем, что указом Президента РФ 2023 год объявлен Годом педагога и наставника.

Share: